АВТООТВЕТЧИК

  • 22 июля 2008
Москвичу Игорю Панкратову, оказавшемуся одним из самых активных читателей нашей рубрики <Автоответчик> и приславшему в редакцию <Шофера> сразу несколько вопросов, персонально отвечает юрист отдела правового консультирования Российского автомобильного товарищества Владимир Боголюбов.

Какое ДТП считается крупным?
Деление ДТП на <крупные> и <мелкие> весьма условно. Это не юридическая, а служебная терминология, которая используется, как правило, для общей оценки ДТП сотрудниками ГИБДД или журналистами.
Согласно ПДД дорожно-транспортное происшествие - это <событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, в котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб>.
<Крупным>, как правило, называют ДТП, имеющее серьезные последствия: в котором есть погибшие, или раненые, или существенно пострадали сразу несколько транспортных средств, или причинен иной значительный материальный ущерб. Если в аварии задействовано много машин, допустим 50, с погибшими и ранеными - существует ли такая практика, что виновными могут быть признаны сразу несколько водителей, или виноват всегда один? Прошу рассмотреть два варианта. Первый: авария произошла в сухую ясную погоду. Второй: при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег) - когда автомобили начинают влетать друг в друга из-за несоблюдения дистанции, хотя она в ПДД в метрах не определена.
Говорить о <практике> в связи с ДТП, в котором участвовало несколько десятков транспортных средств, не приходится, потому что такие ситуации, к счастью, случаются очень редко. И, как правило, это не одно, а множество ДТП, которые произошли последовательно, одно за другим, в течение короткого временного интервала в определенном месте.
В п. 10.1 ПДД говорится: <Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства:>. Поэтому нет необходимости указывать в ПДД безопасную дистанцию в метрах. Ее должен определить и соблюдать сам водитель, учитывая все перечисленные факторы, чтобы иметь возможность избежать ДТП в любой ситуации. Когда на дороге в плотном потоке машин, движущихся с большой скоростью, происходит первое ДТП, а потом - последующие, то можно говорить о вине тех водителей, которые не сумели вовремя остановиться, увидев случившееся. Их вина в невыполнении указанного пункта ПДД очевидна. А происходит это в ясную или в плохую погоду - с точки зрения определения вины водителей - значения не имеет.

Какое наказание положено водителю, удерживающему свидетелей ДТП насильно с целью переписать их паспортные данные? Кто может его наказать?
Во-первых, п. 2.5 ПДД, которым устанавливаются обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии, вовсе не требует от него переписывать паспортные данные свидетелей. Строго говоря, свидетель - это процессуальное лицо, а водитель должен только записать фамилии и адреса очевидцев. Причем в добровольном порядке. Водитель не имеет права требовать от кого бы то ни было быть свидетелем хотя бы потому, что просто не может знать, кто и что видел. Что касается насильственных действий водителя, то здесь можно говорить о признаках преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 127 УК РФ: <Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет>. Если водитель применил силу или удерживает двух и более человек, несовершеннолетних или беременную женщину, то - ч. 2-я той же статьи предусматривает более серьезное наказание: лишение свободы от трех до пяти лет.
Признаки такого преступления могут, например, содержаться в действиях водителя автобуса, не выпускающего пассажиров из салона до тех пор, пока они не предоставят паспорта, чтобы указать этих пассажиров впоследствии в качестве свидетелей ДТП. Но в любом случае наказание такому водителю может быть назначено только судом.
Служит ли так называемая мертвая зона в суде смягчающим обстоятельством? Какие обстоятельства считать смягчающими, решает только суд. Мое мнение: говорить о мертвой зоне, то есть о том, что какие-то предметы, транспортные средства или люди могут находиться вне зоны видимости водителя, как о смягчающем обстоятельстве, нет никаких оснований. Управляя средством повышенной опасности, водитель несет ответственность за его безопасную эксплуатацию и должен учитывать дорожную ситуацию, габариты и конструктивные особенности транспортного средства, чтобы сохранять ситуацию под полным контролем.

Может ли гражданин России окончить автошколу в Узбекистане или в Украине и получить там международные права по всем категориям (в том числе на трамвай и троллейбус)? Можно ли с этими правами ездить в России? Можно ли их обменять на российские права?
Вопрос о получении гражданином России национального водительского удостоверения в других государствах решается в соответствии с внутренним законодательством этих стран. Узбекистан и Украина - не исключение. Как правило, такую возможность имеют иностранные граждане, длительное время или постоянно проживающие на территории иного государства. В ряде случаев местный закон прямо обязывает их получить национальное водительское удостоверение, если они хотят управлять транспортным средством и находятся в стране пребывания дольше установленного срока. Международное водительское удостоверение выдается в дополнение к национальному и действует за пределами государства, в котором оно получено. Но использовать на территории России международное водительское удостоверение, выданное где-либо за границей, в качестве документа, позволяющего управлять транспортным средством, гражданин России не может. Сам статус гражданина России предполагает возможность его неограниченного пребывания на территории страны и обязанность подчиняться российскому законодательству, которое предусматривает обязательное использование гражданами России при управлении транспортными средствами российских водительских удостоверений установленного образца. Поэтому вместо выданного за рубежом водительского удостоверения придется получать российское. Сделать это можно, только сдав соответствующие квалификационные экзамены по Правилам дорожного движения и вождению автомобиля.

Свои вопросы Владимиру Боголюбову вы можете задать на форуме <Новой> http://otkpblto.ru или по электронной почте shofer@novayagazeta.ru

Комментарии

Если у Вас есть учетная запись, авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий.
;