Что автомобилистам для счастья надо

  • 28 мая 2008
Самые плохие дороги в Костроме, Рязани и Перми, а взятки сотрудникам ГАИ чаще всего дают в Санкт-Петербурге. Об этом рассказали Центру стратегических исследований "Росгосстраха" сами автовладельцы в ходе опроса "Как автомобилисты справляются с неприятностями на дороге". По результатам исследования также удалось выяснить, как часто у водителей случаются "нештатные" ситуации на дорогах и как они с ними справляются, что они думают относительно работы дорожных служб и сотрудников ГИБДД и что нужно сделать, чтобы нелегкая жизнь автомобилиста стала лучше.

Опрос проводился в 37 городах, включая все города с численностью населения 0,5 млн человек и более 1 млн человек. Всего в опросе приняли участие более 9 тыс автомобилистов.

Исследование показало, что за прошедший год более 15 проц автовладельцев, по их словам, попадали в дорожно-транспортные происшествия, а 24 проц водителей за минувший год требовалась помощь на дороге – у них возникали разного рода "нештатные ситуации". Характерно, что в ДТП чаще попадают новые мощные иномарки, тогда как "нештатные" ситуации на дороге чаще случаются с российскими "пожилыми" машинами. Однако надо заметить, что все автовладельцы время от времени сталкиваются на дороге с проблемами, связанными с необходимостью привлечения помощи со стороны.

Из числа "нештатных" ситуаций на дорогах чаще всего встречаются отказы электрических систем автомобиля /включая сюда невозможность запуска двигателя на морозе/, а также повреждения колес. Достаточно часто автомобилисты не могут справиться с замками и противоугонной сигнализацией своего автомобиля

По словам директора ЦСИ "Росгосстраха" Алексея Зубца, примерно такая же картина наблюдается и в зарубежных странах, с одним отличием – лидерство проблем "с электроникой" более прочное: на такого рода проблемы приходится почти 80 проц "нештатных" ситуаций. По его мнению, по мере обновления автопарка и увеличения количества иномарок, такая же картина будет наблюдаться и у нас.

На сегодняшний день в большинстве случаев автомобилисты, попавшие в ДТП или же столкнувшиеся с "нештатными" ситуациями, испытывают на себе принцип "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", поскольку вынуждены справляться с трудностями своими силами или же обращаться за помощью к другим водителям. В этом плане Россия разительным образом отличается от экономически развитых стран, где существует целая отрасль экономики, специализирующаяся на оказании автовладельцам помощи в "нештатных" ситуациях на дороге, отмечает А.Зубец. Так, в Англии почти 85 проц автомобилистов является членами автоклубов. У нас же, по оценке А.Зубца, их доля составляет менее 5 проц. То, что услуга техпомощи на дорогах пока не особо популярна у нас в России, подтверждается и тем фактом, что почти 70 проц российских автомобилистов без подсказки не смогли вспомнить название компаний, оказывающих техпомощь на дорогах. А лидеров рынка – клуб "Ангел" и "Российское автомобильное товарищество" смогли назвать менее 9 проц респондентов.

Кроме помощи в решении технических проблем на дорогах, российским автомобилистам также требуется содействие в юридических вопросах, связанных с владением автомобиля. Согласно результатам исследования, более 10 проц автомобилистов в течение последнего года нуждались в юридической поддержке. Наиболее "проблемными" темами, согласно ответам автомобилистов, являются владение и распоряжение машиной и гаражом, ДТП и возмещение ущерба после него, а также общение с официальными органами – ДПС, судами, налоговой инспекцией и др.

В ходе опроса выяснилось, что чаще всего водителям приходится самостоятельно решать и проблемы, связанные с ДТП. Документы, необходимые для урегулирования убытков после него большинству автомобилистов приходится собирать самостоятельно. Об этом заявили 65 проц водителей, попадавших в аварии за последний год.

Результаты исследования показали, что почти 95 проц автовладельцев считают, что в России существует потребность в компаниях, оказывающих помощь на дорогах. Это мнение доминирует везде – как в крупных, так и в средних российских городах. При этом, услуги таких компаний готовы приобрести 39 проц автовладельцев. По мнению А.Зубца, можно выделить 3 группы потенциальных клиентов автоклубов: это пожилые водители на подержанных машинах, женщины и водители-новички, а также "самый перспективный и лакомый клиент" – мужчина - представитель среднего класса, который "не хочет пачкать свой костюм, чтобы поменять колесо". За рубежом, в этом бизнесе крутятся миллиарды долларов, а у нас, как было уже отмечено, этот сегмент практически не занят.

В настоящее время страховые компании идут по пути расширения сервиса для своих клиентов и включают услуги техпомощи и юридической поддержки в полис автокаско. Так, одной из целей исследования "Росгосстраха" было определение новых потребностей автовладельцев. В итоге, "Росгосстрах" планирует дополнить свой продукт автокаско такой сервисной составляющей. Однако страховщики не смогут помочь всем автовладельцам, ведь доля машин, застрахованных по автокаско, составляет, по словам А.Зубца, лишь 15 проц от общего автопарка, а это значит, что большая часть автовладельцев должна задуматься о решении этой проблемы самостоятельно.

Помимо вопросов относительно трудностей, с которыми встречаются автовладельцы при ДТП и "нештатных" ситуациях на дорогах, респондентам был задан ряд вопросов относительно оценки общего состояния дорожного хозяйства в их городе. При этом выяснилось, что жители российских городов в среднем считают состояние дорог очень плохим. Как совершенно неудовлетворительное и неудовлетворительное его оценили более половины автовладельцев. При этом наибольшие нарекания к состоянию дорог своего города высказали автомобилисты Костромы, Рязани и Перми. В то же время в Белгороде и Кемерово состояние дорог как хорошее и очень хорошее оценили соответственно 46 проц и 43 проц автовладельцев.

В целом отрицательное отношение сформировалось у автомобилистов к работе городских дорожных служб: почти половина недовольны их работой. Поразительным оказался факт, что жители российских в целом достаточно высоко оценивают работу сотрудников ГИБДД. Удовлетворительной, хорошей или очень хорошей ее считают почти 70 проц автовладельцев. Это опровергает устоявшееся мнение о том, что работой ГИБДД недовольны подавляющее число водителей.

На поверку оказалось мифом мнение о повальной коррупции в ГИБДД – менее 31 проц опрошенных автовладельцев заявили, что им приходилось давать взятки сотрудникам ГИБДД за минувший год. И здесь велики региональные различия: "лидером" в плане взяточничества является Санкт-Петербург – около 44 проц автомобилистов из этого города заявили, что им приходилось за минувший год давать деньги сотрудникам ГИБДД. В тройку лидеров по этому показателю входят также Самара /41 проц/ и Ростов-на-Дону /4 проц/. Реже всего дают взятки на дорогах жители Белгорода, Красноярска и Барнаула - 17, 18 и 20 проц. По словам А.Зубца, результаты опроса оказались достаточно неожиданными, поскольку прогнозировалось, что автомобилисты выступят с жесткой оценкой работы ГИБДД, однако в итоге она оказалась достаточно нейтральной.

Что же нужно сделать, чтобы повысить комфортность жизни автомобилистов? Помимо организации технической и юридической поддержки, автомобилисты уповают на то, что дороги в России будут приведены в нормальное состояние, что позволит снизить аварийность и увеличить их пропускную способность.

Комментарии

Если у Вас есть учетная запись, авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий.
;