Дорогие мои «Москвичи»

  • 29 апреля 2008
Сегодня на заседании правительства Москвы будет обсуждаться постановление «О дальнейшем развитии инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве». Из документа, копия которого есть в распоряжении «Газеты», следует, что в ближайшем будущем автомастерские на территориях ГСК, автостоянках и в индивидуальных гаражах будут ликвидированы. Это нанесет чувствительный удар по бюджету владельцев отечественных автомобилей и недорогих иномарок.

 

 

 

Столичные чиновники планомерно борются с мелкими частниками в сфере услуг. Это стало понятно еще с момента начала их наступления на рынки - их превращают в торговые центры, где, конечно, больше красоты, но платить за нее приходится покупателям. Теперь по той же схеме, видимо, будут реорганизовывать автосервисы.

 

В качестве альтернативы гаражным умельцам, у которых почти поголовно обслуживаются владельцы отечественных автомобилей и недорогих подержанных иномарок, столичные власти обещают создать программу «Народный сервис». Программа хороша: она предусматривает установку на автостоянках модулей по ремонту автомобилей и цены не выше, чем у нынешних частных мастеров. Плох только опыт создания подобных программ. Так, программа «Народный гараж» за годы своего виртуального существования успела подорвать веру в способность столичных чиновников создать общедоступный сервис.

 

Почем колодки для народа

«По экспертной оценке в Москве до 20% услуг по ТО и ремонту осуществляют так называемые «серые автосервисы», которые препятствую развитию цивилизованного рынка услуг по ТО и ремонту автомобилей. Необходимо разработать мероприятия по ликвидации «серых автосервисов», - говорится в постановлении правительства Москвы. Впрочем, смотря что считать «цивилизацией». Конечно, новенькой иномарке в такой мастерской делать нечего: нет ни соответствующей аппаратуры для диагностики и ремонта, ни достаточных технических знаний у мастеров. Но зато эти автомастера как облупленных знают отечественные машины и наиболее популярные старые иномарки. При этом, как признается и в постановлении, цены у них в разы дешевле, чем в фирменных автосервисах. Так, замена передних тормозных колодок на «Жигулях» обойдется там в 200-300 рублей, а мелкий ремонт электрооборудования, например, починка генератора - в 100-200 рублей. В автоцентре меньше 1 тысячи рублей эти операции не стоят. Впрочем, авторы постановления и не скрывают, что главная претензия к гаражным мастерским - их неподконтрольность чиновникам (максимум с кем договариваются их владельцы - это сотрудники местной управы), неуплата налогов и ценовая конкуренция с официальными автосервисами. В общем, все опять сводится к деньгам.

 

Повторение пройденного

От ликвидации гаражных автомастерских потребители не пострадают, уверяют авторы постановления. И предлагают создать программу «Народный сервис». Предполагается создание сети недорогих предприятий автосервиса на территориях автостоянок Московского городского союза автомобилистов (МГСА), куда входят большинство гаражных кооперативов и стоянок. Такой автосервис будет представлять из себя модуль размером 8 х 4 метра, и будет размещаться преимущественно на открытых автостоянках. Выполняться в них будут самые простые технические работы: регулировка фар, электротехнические работы, ремонт передней подвески и рулевого управления, шиномонтажные работы, ремонт электрооборудования, словом, все то, чем занимались кустарные сервисы. Только, как обещают авторы проекта, эти услуги станут качественными и безопасными.

Сеть таких предприятий уже создана в Юго-Восточном административном округе, указывается в постановлении.

Хотелось бы верить, что народный сервис действительно появится, да мешает слишком явственная аналогия с программой «Народный гараж».

Напомним, разработанная пару лет назад программа предполагала строительство гаражей для жителей окрестных домов. Эти жители должны были инвестировать в строительство на начальной стадии и таким образом получить гараж по себестоимости. Идея тоже была благородная: предполагалось очистить дворы от машин, а город - от страшненьких «ракушек». Но до сих пор в рамках программы не было построено ни одного гаража, а территории, выделенные под их строительство, уже начинают заниматься другими объектами. Владельцам «ракушек», правда, пришлось понервничать, а некоторые даже лишились их. Логично предположить, что программу «Народный сервис» ждет та же участь, и вместо качественного недорогого обслуживания владельцы «Жигулей» получат подорожание услуг.

 

Ловушка для иномарок

Как видно из постановления, проблемы будут испытывать и владельцы иномарок. Согласно экспертной оценке Московского автодорожного института (МАДИ), только 20% всех мощностей автосервисных предприятий Москвы осуществляют техобслуживание и ремонт автомобилей иностранного производства, 20% - автомобилей отечественного производства, 60% - универсальные предприятия для всех автомобилей, оказывающие самые простые услуги (замена масла, фильтров и т.п.). При этом в автопарке Москвы доля автомобилей иностранного производства составляет 45,6% (у грузовых - 23,9%).

Особенно острый дефицит в техническом обслуживании испытывают владельцы автомобилей массовых марок - Chevrolet, Chrysler, Hyundai, а также всех китайских марок. Согласно экспертным оценкам МАДИ, в общей структуре обслуживания они занимают менее 1% каждая, а в общей массе - менее 10% от общего количества автосервисов. Из-за этого для некоторых марок среднее время ожидания, например, послеаварийного ремонта у дилеров новых автомобилей составляет от 3 до 6 месяцев.

Решение этого вопроса столичные чиновники практически полностью возложили на бизнес. По их мнению, основные автопроизводители, строящие заводы в России, чтобы не уступить конкурентам, будут вынуждены создавать в необходимом количестве свои фирменные сети техобслуживания. Правда, дефицит закончится еще не скоро: стабилизация авторынка по оценкам большинства аналитических компаний, произойдет не ранее чем через три года.

 

Мечтать не вредно

Всего согласно постановлению правительства к 2010 году в Москве на 1 тысячу единиц авто- и мототранспорта должно приходиться 3,8-4 постов технического сервиса вместо нынешних 3,69. А средняя стоимость одного нормочаса услуг вроде бы сократится с 1,23 тысячи рублей до 0,96-1 тысячи рублей. Основные работы по развитию инфраструктуры технических сервисов будут вестись в Восточном, Южном, Юго-Восточном, Юго-Западном, Западном, Северо-Восточном и Зеленоградском административных округах. Именно там, как говорится в программе, ощущается нехватка объектов обслуживания автопарка. Всего же на начало 2007 года не хватало 1725 постов ТО и моек.

Безусловно, вера авторов постановления в удешевление услуг автосервиса в условиях галопирующей инфляции выглядит даже трогательно. Но и они не верят, что развитие автосервисной инфраструктуры поможет улучшению технического состояния автомобилей и улучшит экологическую ситуацию в столице. Как говорится в постановлении, даже по самому оптимистическому прогнозу количество ДТП из-за технической неисправности автомобиля к 2010 году сократиться с нынешних 0,479 на 1 тысячу единиц транспорта всего до 0,437 на 1 тысячу единиц транспорта. А удельное количество выбросов загрязняющих веществ на 1 тысячу единиц автотранспорта с нынешних 600 кг в год снизится лишь на 40-60 кг.

 

Зарубежный опыт

Между тем российская практика создания авторизированных сервисных центров, когда автодилер требует ремонтировать машины только у определенного круга мастерских, несколько диковата.

В европейских странах структура сервисного обслуживания автомобилей значительно отличается от российской. Там есть две группы предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей: дилеры и независимые от автопроизводителей сервисные сети по обслуживанию и ремонту автомобилей - например сети компаний-производителей запчастей A1 или Bosch.

В Евросоюзе существуют правила, по которым автопроизводители обязаны обеспечить доступ к технической информации, специальным инструментам и оборудованию не только своим дилерам, но и авторизованным автосервисам. В Великобритании и во Франции, например, такие сети осуществили половину всех розничных продаж автозапчастей, а доля независимых сетей в США и Японии составляет 60-70%. В среднем на одно предприятие по техническому обслуживанию в Западной Европе приходится 600 автомобилей (в России этот показатель составляет 1,5 тысячи автомобилей).

Где вы ремонтируете автомобиль?

СЕРГЕЙ ВОЛГИН, руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества

Исключительно на сервисе официального дилера, потому что если с машиной возникнут какие-то проблемы, то так будет легче предъявлять претензии. Конечно, закон позволяет ремонтировать машину где угодно, но на практике если с автомобилем возникают гарантийные поломки и ремонт осуществляется не у официального дилера, то, естественно, при предъявлении претензий производитель и продавец пытаются отбояриться так: раз вы машину ремонтировали неизвестно где, туда и обращайтесь.

По-моему, одна из главных проблем не только наших сервисов, но и автовладельцев - то, что со стороны потребителя никто и никогда не задумывается о правильности оформления документов при ремонте. Сервис дает какие-то документы, люди, абсолютно не проконтролировав процесс ремонта, их не глядя подписывают, а в результате может оказаться, что и машина поцарапана, и нужные запчасти никто не менял (хотя по документам поменяли).

В идеале на сервис нужно приезжать со знающим человеком, но если такой возможности нет, то можно хотя бы быть просто внимательнее при оформлении документов и, забирая машину из ремонта, дотошно ее рассмотреть и убедиться, нет ли новых царапин или вмятин.

Я рекомендую автовладельцам не говорить в сервисе: «Отремонтируйте мне именно это, потому что стучит». Лучше сказать, что у меня что-то стучит, а вы посмотрите и отремонтируйте. Потому что если вам отремонтируют что-то конкретно указанное вами, а стук не прекратится, то вы заплатите дополнительные деньги. Такое часто бывает. Также нужно помнить, что после ремонта (если он не гарантийный) сервис обязан вернуть потребителю использованные запчасти.

ИВАН ДЫХОВИЧНЫЙ, кинорежиссер

У людей, которые держат свою мастерскую. Они - очень хорошие специалисты. У меня всю жизнь были знакомые автомеханики, и я никогда свою машину не доверял станциям. Разве что в исключительных случаях, когда фирма имеет конкретный опыт обращения с дефектами автомобиля именно этой марки.

Уверен, что при автомобиле должен быть человек, который его знает. У меня всегда были сложные машины, и я бы не стал доверять, скажем, серьезный Porsche обычному механику на автостанции. Я долго выбирал человека и нашел того, кто 15 лет занимается конкретной маркой машины и является одним из лучших специалистов. Я его возил в Германию, и, помню, немцы долго не могли поверить, что этот человек обладал такими знаниями. К сожалению, он уже умер.

И все же сейчас наши сервисы стали работать гораздо лучше. Я езжу на сервис автомобилей Volkswagen, и там работают очень ответственные и грамотные люди. Я бывал и на других сервисах, в том числе и там, где чинят Mercedes. По-моему, им у четко работающего сервиса Volkswagen учиться надо.

ВИКТОР ПОХМЕЛКИН, председатель Движения автомобилистов России

У меня есть знакомые мастера (таких, что называется, с рук на руки передают), а к нашим сервисам у меня очень неоднозначное отношение. По-моему, они не очень-то стремятся быть другом и помощником клиента.

Однажды у меня возникла смешная проблема: просто отошла «торпеда». И машина-то очень хорошая, а вот такой случай - один на миллион. В принципе, все это легко и просто ремонтировалось, но меня промучили недели две, хотя машина была на гарантии. Мне даже пришлось писать письмо руководителю этого сервиса (а тогда я был депутатом Госдумы). После письма все сразу сделали, видимо, испугавшись возможных неприятных последствий.

А ведь это не очень хороший показатель. Дело-то было просто плевым - на два часа работы. И все недостающие агрегаты вдруг оказались на месте, хотя поначалу мне говорили, что их придется ждать не менее двух месяцев. Хамство было абсолютным, а ведь это очень уважаемый сервис и очень уважаемая марка автомобиля (я не хочу сейчас называть ее, потому что инцидент исчерпан). И если уж там с депутатом так обращались, то каково простым смертным?

 

Расчет потребности легкового автомобильного парка Москвы в постах технического сервиса
Административный округ Наличие постов на начало 2007 года Избыток (+), недостаток (-) на начало 2007 года
Центральный 1223 +36
Северный 1284 +238
Северо-Восточный 1546 -48
Восточный 1500 -103
Юго-Восточный 1000 -344
Южный 1903 -24
Юго-Западный 973 -605
Западный 752 -835
Северо-Западный 1150 +372
Зеленоградский 280 -8
Всего 11 611 -1725

Источник: постановление правительства Москвы "О дальнейшем развитии инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве"

 

Доля предприятий технического сервиса
Марка Доля, % Марка Доля, %
ВАЗ 26,38 Toyota 7,37
ГАЗ 10,51 Mercedes 5,38
Volkswagen 9,43 Audi 4,52
Opel 3,68 BMW 2,80
Ford 3,54 Daewoo 2,56
Nissan 2,98 Kia 2,27
Mitsubishi 2,86 Mazda 1,45
Skoda 1,41 Renault 1,3
Volvo 1,34 Honda 1,27
Peugeot 1,19

Источник: постановление правительства Москвы "О дальнейшем развитии инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве"

 

 

 

29.04.2008 / АНДРЕЙ БИРЮКОВ, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН
Материал опубликован в "Газете" №78 от 29.04.2008г.

Комментарии

Если у Вас есть учетная запись, авторизуйтесь , чтобы оставить комментарий.
;